О законности режима самоизоляции

Новости

В чатах и социальных сетях распространяют оценки, дескать нынешний режим ограничения передвижения незаконный и т.д. Мне попалась хорошая запись об этом, даю перепечатку целиком.

Любопытно, что «карантинные» распоряжения питерского Беглова принимаются спокойнее, чем аналогичные московского Собянина. Вторые постоянно обвиняют в незаконности — дескать, ограничения свободы передвижения могут быть только при чрезвычайном положении (ЧП), а оно объявляется только президентом РФ с согласия Совета Федерации.

Должен сказать, что с тезисом не согласен.

Помимо ЧП в законодательстве есть еще понятия «чрезвычайной ситуации» (ЧС) и «повышенной готовности»; нас они будут интересовать в данном случае исключительно с точки зрения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в связи с «новой коронавирусной инфекцией (COVID-19)» (это «официальное» название нынешнего коронавируса).

Средневековые лекари врачуют больного чумой

Итак, часть 3 статьи 55 Конституции РФ разрешает ограничивать права и свободы человека и гражданина, если это основано на федеральном законе и ограничение производится только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты, в частности, здоровья и прав и законных интересов других лиц.

Статья 8 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» позволяет ограничить право граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в соответствии с законами РФ на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности.

Статья 31 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» позволяет вводить ограничительные мероприятия (карантин) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей - решением Правительства РФ или органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления на территории РФ, субъекта РФ или муниципального образования соответственно.

Предписания главных санитарных врачей РФ, Москвы, Санкт-Петербурга и т.п. имеются.

Таким образом, исполнительные органы субъектов вправе вводить карантинные ограничения (да-да, и Собянин тоже вправе!).

Наказание за нарушение «карантинных» предписаний формально невелико — для граждан статья 6.3 КоАП РФ предусматривает «смешной» штраф от 100 до 500 рублей (замечу, что юрлицам грозит не только штраф от 10 до 20 тысяч рублей, но и административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток, так что патриарх Кирилл не зря настаивает на закрытии храмов там, где это предусмотрено карантинными мерами).

Однако, раз есть административная ответственность по статье 6.3 КоАП РФ, то полиция вправе доставить нарушителя в органы Роспотребнадзора для составления протокола и фактическое задержание на несколько часов, что окажется чуть ли не более серьезным наказанием, чем последующий штраф. Кроме того, раз действия нарушителя оцениваются как правонарушение, полиция вправе его пресекать, требуя немедленного устранения нарушения. Не подчинившийся будет отвечать уже по статье 19.3 КоАП РФ, а там до 15 суток ареста.

(Обращаю внимание также на статью 236 УК РФ, предусматривающую ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей, а также смерть человека)

Соблюдайте карантинные правила и ограничения! А об их обоснованности и целесообразности (а, значит, и законности - смотри часть 3 статьи 55 Конституции РФ) поговорим, когда опасность минует.

Ссылка на источник

Предписание главного санитарного врача города Москвы

Предписание главного санитарного врача города Москвы